От Редакционного Совета


DOI: 10.36343/SB.2023.37.1.000
Культура каждого народа локализована в определенном пространстве. Знание особенностей национальных культур и ареала их распространения крайне важно для развития культурного диалога, налаживания и поддержания добрососедских отношений с другими странами. В настоящее время концептуальные понятия «пространство культуры» и «культурное пространство» активно вошли в научный оборот многих социо-гуманитарных исследований. Фундаментально связанные с метапонятием культуры, они рассматриваются сквозь призму времени, географического, социального, этнотерриториального и этнолингвистического пространств, характер и своеобразие которых определяется теми или иными типами культур, системами ценностей, норм, смыслов и социальных практик.
Между тем интегративность и междисциплинарность понятий «пространство культуры» и «культурное пространство» создают сложность их определения, многообразие и противоречивость трактовок. До сих пор нет консенсуса по таким вопросам, как границы, структура, уровни, содержание, функции, дискретность, статичность, динамизм, изменчивость культурного пространства, его взаимосвязь с культурным ландшафтом, с социальным и цивилизационным пространством. Дискуссионным является также вопрос о степени универсальности пространства культуры и его конкретных культурно-исторических характеристик. Еще профессор Ю. М. Лотман в книге 1992 г. «Культура и взрыв» обращал внимание на то, что традиционное изучение представляет себе культуру как некое упорядоченное пространство, тогда как реальная картина гораздо сложнее и беспорядочнее. Это порождает много проблем от научных до дипломатических. Одной из них является, например, проблема «Запад – Восток», которая для России, занимающей обширные евроазиатские, в том числе фронтирные территории, трансформируется в проблему культурной самоидентификации и транскультурного взаимодействия. Или конфликт Севера и Юга в США, основанный на социокультурных противоречиях и разных культурных практиках населения этих регионов.
Важным и в то же время остро дискуссионным является вопрос существования русского мира во многом из-за сложности открытия за его кажущейся разобщенностью духовной органичности и системной целостности. Понятие «русского мира», как известно, возникло в XIX в. и столетие спустя было актуализировано в связи с распадом Советского Союза, ростом эмиграционных потоков и появлением на постсоветском пространстве более десятка национальных независимых государств, значительную долю населения которых составляли русские граждане, не желавшие порывать со своей национальной идентичностью и культурой. Оторванные от коренной России и под мощным давлением ассимиляционной политики титульных наций стран проживания, они стали создавать в чужом для них инокультурном обществе русское культурное пространство с русским языком, русской средой памяти и культуры. Это позволило не только собрать бескрайнее экстерриториальное пространство в мощный русский мир, но и превратить его в один из удивительных феноменов человечества, изучение которого во всем его многообразии представляет интереснейшую область отечественной и мировой истории культуры.

 

Пархоменко Татьяна Александровна
доктор исторических наук,
руководитель отдела культурологии
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Москва, Российская Федерация

pdf